Миры дерева Иггдрасиль. Мифологический план

“Три корня растут на три стороны у Ясеня Иггдрасиль: Хель — под одним, под другим — великаны, и люди — под третьим.”

Старшая Эдда, Речи Гримнира — перевод с древнеисландского.

На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орел, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир (“полинявший от непогоды”), корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск (“грызозуб”) — своеобразный посредник между “верхом” и “низом”. На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрнир (“с дубовыми кончиками рогов”) и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы. При этом коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев) в Вальхалле. Три корня Иггдрасиля простираются, согласно “Старшей Эдде”, в царство мертвых, к великанам и людям или, согласно “Младшей Эдде”, — к богам (асам), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму. Согласно “Младшей Эдде”, у Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд (“судьба”, “рок”), источник Мимира (“память”), Хвергельмир (“кипящий котел”).

Медвяный источник великана Мимира, “в котором сокрыты знание и мудрость”, питает Мировое древо медом. Священным живительным медом пропитан весь Иггдрасиль. Возле Урда, чье название, видимо, должно быть переведено как “Судьба”, живут три женских божества – норны, определяющие судьбы людей и поливающие дерево из источника, чтобы оно не гнило. “И так священна эта вода, что все, что ни попадает в источник, становится белым, словно пленка, лежащая под скорлупой яйца.” (Младшая Эдда, Видение Гюльви).

У Иггдрасиля собираются боги (асы) чтобы вершить правосудие, верховный бог Один привязывает к его стволу своего коня о восьми ногах Слейпнира.

Очень интересна этимология самого названия Иггдрасиль. Один из вариантов перевода названия – “конь Одина” (Игг – одно из имен бога Одина). Но это не означает, что Один каким-то образом ездил на Иггдрасиле или владел им. Такое название тесно связано с мифом об обретении Одином тайных знаний, о его инициации в руны. По преданию Один провисел на Ясене Иггдрасиль 9 дней пронзенный собственным копьем (по некоторым источникам – мечом). Таким образом, он принес в жертву самого себя для того, чтобы познать мудрость рун. Один также пожертвовал одним своим глазом в обмен за глоток меда из Источника мудрости великана Мимира.

Иггдрасиль пребывает в пустоте бездны, именуемой “Гиннунгагап”. Вокруг него вращаются Девять миров: Асгард (“Мир асов”), Льоссальвхейм (“Мир Светлых Эльфов”), Ванахейм (“Мир Божественных Ванов”), Йотунхейм (“Мир Инеистых Великанов”), Мидгард (“Срединный Мир” – мир людей), Муспелльхейм (“Мир Огня”), Свартальвхейм/Нидавеллир (“Мир Темных Эльфов”), Нифльхейм (“Мир Туманов”) и Хельхейм (“Мир Мертвых”).

Все миры связаны между собой неким общим путем, который позволяет путешествовать по мирам и носит имя Биврёст. (“Цветная Дорога” или “Дрожащая Дорога”). Биврёст – это небесная радуга, охраняемая богом Хеймдаллем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *